Станислав Лем - Насморк. И снова случайность - наше всё.
Обычно после просмотра фильма или чтения книги я лезу в интернет, чтобы почитать рецензии или интересные факты. Интересно наблюдать, когда твое мнение о произведении совпадает или нет с другими людьми. Аналогично я поступил и после прочтения "Расследования" Станислава Лема. Мой глаз зацепился за постоянные упоминания другого похожего произведения "Насморк". Запомнить такое название не составило труда, поэтому при попадании в книжный магазин я купил эту книгу себе.
Еще в книжном магазине пролистывая книгу я обратил внимание, что в ней крайне мало прямой речи. И это меня смущало. Есть у меня воспоминания со времен чтения "Сто лет одиночества". Было интересно, но мучительно. В "Насморке" три четверти книги без диалогов. Но, как я понял, Станислав Лем может смело конкурировать в мастерстве сторителлинга с Нилом Гейманом.
Немного о сюжете
Нетипичная детективная история начинается с того, что некий бывший астронавт отправляется по Европе по следам не то самоубийц, не то сумасшедших. Смысл в том, чтобы повторить их маршрут и понять, а в чем собственно дело. Ни с того ни с его, 11 вполне себе мужчин погибают один за другим.
По-прежнему, как и в "Расследовании" Лем пишет очень кинематографично, без лишних деталей, главное - сформировать картинку в мозгу читающего. У него это получается максимально блестяще. Ты и правда отправляешься в путешествие вместе с главным героем, соглашаешься с его мыслями. И самое главное - тебя не отпускает! Особенно после части, где есть диалоги :) Вернее он один, но очень большой. После него собирается весь пазл картинки. НО…
В итоге получается картина, на которую смотришь и задаешься новыми вопросами: "А зачем?", "Почему?", "Кому это выгодно?". В отличии от того же "Расследования" здесь есть ответ. Он максимально логичен. Но не повторим в прямом смысле этого слова. Я не буду приводить спойлеры (хотя разгадку я уже написал), но после прочтения вы поймете почему я использовал слово "не повторим".
В книге даже есть элементы боевичка: взрывы, спасения, главный герой - "супермен". Когда книга окончена, я правда не особо понимаю к чему она. Слишком слабо она вписывается в общий сюжет книги. Это пожалуй тот небольшой минус, который можно дорисовать к книге. В остальном - это отличное произведение, в него уходишь с головой и получаешь наслаждение от прочтения.
Я не знаю как называется это чувство, когда смотришь сериал и понимаешь, что в конце будет сюжетный твист (ну или как там по-модному "Клиффхэнгер"), и надо включать следующую серию, а у тебя аж мандраж какой-то перед включением. Аналогично испытаешь с "Насморком", когда читаешь страницу за страницей. Завораживает.