Обзор романа «Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле»
Роман был издан в 1989 году, но и спустя больше 15 лет не теряет оригинальности как в рисунке, так и в сюжете. Сценарист Грант Моррисон смог дотянуться до самых глубинных страхов непобедимого Бэтмена. Вроде бы Брюс Уэйн с сороковых годов прошлого века борется с преступностью, ему нет равных, весь Готэм в его руках… Но уже через несколько страниц сам Бэтмен признается, что ему страшно.
Сюжет кажется простым: в лечебнице происходит бунт пациентов, медперсонал оказывается в заложниках у старых «друзей» Бэтмена во главе с Джокером. После обсуждения ситуации с захватчиками по телефону выясняется, что жизни всех сотрудников больницы в руках Темного рыцаря: ему необходимо явиться в лечебницу. С прибытием Брюса Уэйна в клинику и начинается все самое интересное. Параллельно этой истории раскроется тайна появления в названии лечебницы имени Амадея Аркхема. Моррисон не был бы самим собой, если бы не преподнес эту историю с долей неожиданных поворотов, ужаса и сумасшествий.
Типичный комикс или нечто большее?
Стоит отметить, что данный роман вообще нетипичен для супергеройских похождений. На страницах вы редко встретите зубодробительные драки или погони посреди оживленного города. Диалоги эстетичные, но в то же время страшные картины проносят читателя через всю историю, экшен в которой сильно уходит на задний план. На передний же выступают психология безумства, двойственность персонажей и внутренние страхи основных героев романа. Художник романа Дейв МакКин своим мастерством идеально передал мысли Гранта Моррисона, показав, что такое настоящее безумие. Страницы романа переполнены страхами, палитра красок пропитана атмосферой неуверенности, мистики и безысходности — эти чувства не будут покидать вас на протяжении чтения всего комикса. Квинтэссенцией становится понимание, что каждый враг Бэтмена — это конкретный страх обычного человека. Важно помнить, что Брюс Уэйн — это обычный человек без суперспособностей, он не умеет ни летать, ни превращаться в кого-либо, он смертен, как и любой другой человек. МакКин своим уникальным мастерством проводит очень наглядные параллели между антагонистами главного героя и реально существующими страхами и апатиями. Джокер в исполнении художника — это безумство, это все то неизвестное, что прячется в каждом человеке. Никто никогда не сможет предсказать его следующий шаг, а логика действий не поддается никаким законам и правилам.
Больше всего мы боимся неизвестности. Того, что мы знаем, мы больше не боимся.
Слова из фильма «Безумие» Яна Шванкмайера
Убийца Крок, к примеру, — это боязнь физической боли. Не зря он показан как огромных размеров полуживотное-получеловек. Боязнь боли, страх перед возможным страданием присутствуют в каждом из нас. Эскапизм не прошел мимо и другого культового персонажа, бывшего друга Бэтмена — Харви Дента, или Двуликого. Художник показывает его как немощного, прячущегося от всего человека, у которого жизнь в собственном воображаемом мире возведена в абсолют. Как часто человек хочет уйти от своих нынешних проблем и забот, забыться, раствориться и жить в том мире, которой угоден только ему?! В данном визуальном примере можно рассмотреть эгоизм и страх не вернуться в реальный мир, жить в «розовых очках», не думая о последствиях своих действий.
Грант Моррисон кардинально меняет картину мира Бэтмена. Абсолютно нетипичные образы главных злодеев и героя, создатели книги специально делают большой акцент на пациентах лечебницы, посвящая им целые страницы. Именно в этих разворотах читателям позволяется нечто большее, чем просто наблюдать за избиением очередных врагов: разрешается заглядывать внутрь антигероев. Никогда прежде это не делалось так глубоко. Заметный акцент сделан на психологии всех персонажей. Роман насыщен отсылками к работам Юнга и зловещего Алистера Кроули. Поэтому, если в вас есть тяга к изучению глубинной психологии и чему-либо оккультному, эта книга обязательно должна быть вами прочитана.
Про издание на русском языке
В России роман издан издательством «Азбука» в 2013 году. Под твердой обложкой собраны не только сам графический роман, но и дополнительные материалы, без которых прочтение и понимание книги станет для читателя затруднительным. Редакция перевела полный сценарий комикса, который Грант Моррисон отправил Дейву для художественной визуализации. Примечательно также наличие всех ручных замечаний самого Моррисона. Все это позволяет заглянуть за кулисы создания романа, что не менее интересно. Именно в дополнительных материалах раскроются все секреты, вы найдете ответы на многие вопросы, которые возникали по мере чтения романа. А их у вас, без сомнения, накопится огромное количество… Издательству необходимо отдать должное — старания видны невооруженным глазом. Ошибочно считать, что просто перевести комикс и вписать тексты в «пузыри» — это и значит выполнить перевод графического произведения. В данном издании не только переведены и адаптированы диалоги, но и проведена колоссальная работа со шрифтами, типографика поражает! Все крики, безумные высказывания героев выделены цветом и отражают дух романа. От этой работы получаешь поистине незабываемое наслаждение!
Это нетипичный комикс о супергерое, который одной левой крушит своих врагов и полгорода в придачу. За простым, на первый взгляд, сюжетом скрываются страх и безумие главного героя, который не понимает, с кем он борется и каков должен быть итог, ведь безумие может быть и является нормальным явлением в том или ином виде. Или же нет… Что такое безумие? Никто точного ответа дать не может. В данном романе вопрос безумия ставится ребром. На какой стороне находится Бэтмен? Не он ли причина всего плохого, что происходит в его городе? Не место ли ему рядом с теми, с кем он борется на протяжении всего существования? Как итог получаем очень интересный, умный, красочный и талантливый комикс в прекрасном оформлении.